Учетная политика для целей налогообложения: что это и почему ее нужно проводить

2016 год подходит к концу, значит самое время проверить, соответствует ли учетная политика вашей компании налоговому законодательству с учетом всех поправок, целей и задач бизнеса.

В этой статье подробно расписаны юридические основания и методы составления учетной политики.

Определимся с терминами.

Учетная политика для целей налогообложения - это комплекс всех способов и методов определения доходов и/или расходов, их признания, оценки и распределения. Все должно соответствовать нормам НК РФ. Учитываются и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Основанием для составления и принятия учетной налоговой политики являются следующие главы НК РФ:

  • 21 «Налог на добавленную стоимость» — п. 12 ст. 167;
  • 25 «Налог на прибыль организаций» — ст. 313;
  • 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» — п. 2 ст. 339;
  • 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» — п. 16 ст. 346.38.

Как утвердить и изменить учетную политику

Для утверждения используется соответствующий приказ руководителя, составленной в произвольной форме.

Вам не нужно составлять новую учетную политику каждый год - достаточно мониторить обстоятельства и оперативно вносить изменения.

Что является поводом для корректировки:

  • изменение методов учета, применяемых в компании. Корректировку нужно принять с начала нового налогового периода;
  • изменение условий деятельности компании, которые считаются важными и существенными. Корректировку нужно принять с начала нового налогового периода;
  • любое изменение в законодательстве в сфере налогов и сборов. Корректировка вносится не раньше момента вступления в силу этих изменений.

Налогоплательщик не обязан предоставлять документ с учетной политикой в налоговую сразу после составления. Если проходит проверка, документ нужно предъявить в течение 10 дней после получения соответствующего требования со стороны контролирующего органа. Основание - ст. 93 НК РФ.

Что нужно указать в учетной политике

Рассмотрим основные составляющие:

  1. Кто ведет учет. Руководство должно решить и указать в учетной политике, кто занимается налоговым учетом: специальная служба или бухгалтерия. Возможен сложный вариант, когда обязанности распределяются. Важно это указать в документе.
  2. Порядок ведения налогового учета. Действовать нужно согласно ст. 313 НК РФ, которая гласит: налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации, то согласно требованиям главы 25 НК РФ можно самостоятельно дополнить применяемые регистры дополнительные реквизитами или вводить самостоятельные регистры.
    Поэтому нужно или зафиксировать решение о применении для целей налогообложения таких регистров, или утвердить в составе учетной политики формы регистров налогового учета.
  3. Формат метода признания доходов и расходов. При методе начисления доходы признаются в отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от реального поступления денежных средств, работ, услуг и/или имущественных прав. Также возможен кассовый метод - доходы признаются в день поступления средств на счете в банке и/или в кассу, а также получения работ, услуг и/или имущественных прав, погашения задолженности. Этот метод доступен для плательщиков, у которых сумма выручки без учета НДС в среднем за предыдущие 4 квартала не превысила 1 000 000 рублей за каждый квартал. Еще в списке банки, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации, признаваемые в соответствии с НК РФ контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, и налогоплательщики, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК РФ.
  4. Метод учета прямых и косвенных расходов. Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов. Нет прямых ограничений и по косвенным расходам, но ФНС России в письме от 24.02.2011 № КЕ‑4-3/2952@ «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные» акцентирует внимание, что исходя выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. В качестве основания приводится ст. 252, 318, 319 НК РФ. Поэтому важно, чтобы перечень расходов был обоснованным.
  5. Метод оценки незавершенного производства. Что такое незавершенное производство с точки зрения государства описано в п. 1 ст. 319 НК РФ. Это работы или услуги, которые не прошли всех стадий изготовления, предусмотренных технологическим процессом. Сюда же входят работы и услуги, не принятые клиентом, остатки невыполненных заказов и полуфабрикатов собственного производства.
    Оценка на конец текущего месяца производится на основании первичных учетных документов о движении и об остатках сырья и материалов, готовой продукции по цехам и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
  6. Методы оценки товаров, материалов и сырья. Согласно п. 8 ст. 254 НК РФ существуют такие методы: по стоимости единицы запасов, по средней стоимости и по стоимости первых по времени приобретения. 
  7. Метод оценки амортизации. Пункт 1 ст. 259 НК РФ гласит, что можно выбрать между линейным и нелинейным методом начисления амортизации. К объектам, входящие в 8-10 амортизационных группы, можно применять только линейный метод (основание п. 3 ст. 259 НК РФ)
  8. Формат исчисления налога и авансовых платежей. Согласно ст. 286 НК РФ компания может выбрать один из вариантов уплаты:
  • по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. В течение же отчетного периода исчисляется сумма ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном в ст. 286 НК РФ;
  • другой вариант - ежемесячные авансовые платежи следует уплачивать исходя из фактически полученной прибыли. Тогда исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца;
  • существует третий вариант, которым могут воспользоваться организации с доходами от реализации не выше в среднем 10 млн руб за каждый квартал последнего года. Они могут уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

В этом списке указаны основные составляющие учетной политики для целей налогообложения. Когда речь о практике, возникают дополнительные аспекты, которые важны для компаний с разным видом и масштабом деятельности.

Поэтому если вы хотите составить юридически верную учетную политику для целей налогообложения - напишите нашим специалистам. Мы поможем войти в новый год с подготовленными документами