«Хозяйственная операция» в бухучете: что означает и как влияет на стоимость бухгалтерского аутсорсинга

Компании, которые сталкивались с бухгалтерским аутсорсингом или только изучали возможность его применения наверняка сразу поймут, о чем пойдет речь в этой статье. Но так как данная информация предназначена для всех читателей, то начнем все по порядку.

Что подразумевается под понятием хозяйственной операции (ХО)? Это факт хозяйственной жизни любого предприятия. То есть это операция, сделка, событие которое оказывает или может оказать влияние на финансовую деятельность и движение денежных средств компании. В обязательном порядке ХО сопровождается первичными документами и проводками в учете.

Синонимом понятия «хозяйственная операция» является словосочетание «активность бизнеса». Количество ХО — критерий активности бизнеса: чем больше финансовых событий, тем активнее считается жизнедеятельность фирмы.

Теперь давайте разберемся, какие именно операции подразумеваются под хозяйственными и учитываются при определении стоимости бухгалтерского обслуживания на аутсорсинге:

  • все поступления (денег и документов) в кассу и на расчетный счет;
  • выбытие (денег и документов) из кассы/расчетного счета;
  • списание с расчетного счета (исходящие платежи);
  • начисление выручки от реализации;
  • оприходование ТМЦ, работ, услуг, НМА;
  • авансовые отчеты;
  • начисление процентов по всем кредитам и займам.

Все ХО в обязательном порядке оформляются первичными документами, которые фиксируют факт хозяйственной жизни и имеют обязательные реквизиты. Причем эти документы могут быть как в бумажном, так и в электронном виде. Для каждой хозяйственной операции существует свой комплект таких документов. Стоит заметить, что состав «первички» еще зависит от системы налогообложения и нормативных актов самой организации.

Почему же в бухгалтерском аутсорсинге число хозяйственных операций клиента оказывает влияние на стоимость обслуживания? Давайте вспомним понятие аутсорсинга — это передача неосновных функций сторонней организации с целью лучшего исполнения и оптимизации затрат. Возвращаясь к бухгалтерской теме: штатный сотрудник получает ежемесячно фиксированную сумму вне зависимости от того, хорошо ли сработал бизнес в этом месяце или нет. Бухгалтерский аутсорсинг, в свою очередь, позволяет не платить «за воздух». То есть клиент платит только за действительно сделанную работу, сколько ХО аутсорсер оформил, за столько и будет выставлен счет. Конечно, стоимость обслуживания складывается не только из количества ХО, СНО, наличие сотрудников также играют немаловажную роль.

Однако вся деятельность любой компании состоит из множества хозяйственных операций, которые сопровождаются первичной документацией. Вот именно от количества этих документов и складывается стоимость бухгалтерского обслуживания.